1|100
МАНОН БРЮНЕ: «4-ое место на Олимпиаде подарило мне уверенность в себе»
Французская фехтовальщица на саблях, чемпионка мира 2018 года в командном первенстве, многократный призер чемпионатов мира и Европы рассказала о своем первом олимпийском опыте, жизни в спорте и за его пределами.
Насколько я знаю, ты родилась в Лионе и начала заниматься фехтованием в 8 лет. Как ты стала саблисткой, учитывая, что это не самый популярный вид спорта во Франции?
Мои родители – большие любители спорта, поэтому они сразу решили куда-нибудь меня отдать. Сначала я занималась тхэквондо и танцами, но ни то, ни то мне совсем не нравилось. Однажды моя подруга, которая занималась фехтованием, предложила мне попробовать себя в нем. Я попробовала и решила остаться, просто потому что мне понравилась экипировка.
Сначала я переехала в Орлеан, чтобы фехтовать там. Но потом наш главный тренер предложил мне поехать в Париж и тренироваться в «INSEP» с лучшими фехтовальщиками страны.
В 2016 году на Олимпийских играх в Рио ты показала свой первый высокий результат среди взрослых, заняв 4-ое место. Тебе не хватило всего одного удара, чтобы попасть в финал. Что ты чувствовала в тот день и сейчас, по прошествии нескольких лет?
Это был очень странный день. Я никогда не испытывала так много эмоций одновременно. Изначально я была страшно взволнована, особенно перед первым боем. Когда я выиграла венгерку Анну Мартон за вход в 8, которой до этого всегда проигрывала, то даже не поняла, что произошло. Я и мечтать не могла о том, чтобы фехтовать в финале Олимпийских игр.
Конечно, когда я проиграла в полуфинале 15:14 и в итоге заняла 4-ое место, было очень грустно. Для фехтовальщиков непривычно проигрывать 2 раза подряд в личных соревнованиях. Но сейчас, спустя 5 лет, я благодарна, что тот день случился в моей жизни, потому что это 4-ое место подарило мне уверенность в себе. Мне так понравилось мое фехтование – я была в прекрасной форме. Тогда я поняла, что, если смогла показать такой результат на своих первых Олимпийских играх, значит, после них я буду еще лучше.
Сейчас ты регулярно работаешь с психологом. Есть какие-нибудь изменения в твоей ментальной подготовке?
Когда начался новый сезон, я хорошо показывала себя на тренировках, но на соревнованиях почему-то ничего не получалось. Я спрашивала себя: «Как же так? Ведь я попала в 4-ку на Олимпийских играх. Почему сейчас ничего не выходит?» Я вовремя поняла, что слишком сильно переживаю, а потому проигрываю, хотя могу побороться за медаль. Поговорила со многими нашими фехтовальщиками, например, со шпажистом Янником Борелем. Тогда он как раз выиграл золотую медаль чемпионата мира 2018 года в Уси. Он сказал, что психологическая подготовка не менее важна. Ты можешь быть самым сильным физически или технически, но если с головой непорядок, то тебе это никак не поможет. Тогда я спросила у него, с кем он работает по ментальной подготовке, чтобы тоже обратиться к этому специалисту.
Еще в июле, после того, как началась пандемия, я получила травму бедра. Шесть месяцев ушло на реабилитацию – я не могла задействовать ноги на тренировках, тем более фехтовать. Этот момент меня тоже волновал. Поэтому психологическая работа мне очень помогает. Мы находим причины стресса и пытаемся их устранить. Я научилась управлять своими эмоциями.
В вашей команде в женской сабле нет явного лидера – на последний бой всегда ставят разных людей. Это идет вам на пользу или бывает, что мешает?
Я считаю, что это хорошо. Мы 4 разных человека. Сначала у нас было 2 лидера – Бердер и Лембах, но спустя время стало три. Каждая сильная по отдельности, но мы нужны друг другу. Еще у нас много перспективных молодых девочек, которые тоже могут попасть в команду. У каждой из 12 человек есть такой шанс. Мы понимаем, что если сегодня ты самый сильный, то это не значит, что завтра тебя никто не заменит. За счет такой конкуренции мы и растем – первый номер нуждается в 12-ом и наоборот. Можно сказать, мы все помогаем друг другу становиться сильнее.
На Олимпиаду в Токио, которая пройдет в этом году, неожиданно не попали 2 французские команды: женская шпага и мужская сабля. Что думаешь насчет системы отборы на Олимпийские игры?
Я думаю, эта система могла бы быть гораздо справедливее, если бы на Олимпиаду попадали все, кто находится высоко в рейтинге. Европа – большой континент с высоким уровнем конкуренции, а потому нам бывает труднее отобраться. Помню, как увидела на каких-то соревнованиях Камиля Ибрагимова и подумала: «Он же один из сильнейших саблистов в мире, но не попал на Олимпийские игры в Рио в 2016!» Это неправильно. Он должен был быть там. Или взять, к примеру, румынскую саблистку Бьянку Паску. Буквально 2 года назад она попала в призы на чемпионате мира в Будапеште. Очень сильная спортсменка, а в Токио не отобралась. Поэтому нужно что-то менять в этой системе. Брать не по одному человеку из страны, а всех, кто идет высоко в рейтинге.
Следующие Олимпийские игры-2024 пройдут в Париже. Как думаешь, это поможет как-то популяризовать фехтование в твоей стране?
Я на это надеюсь. Сами соревнования будут проходить на очень красивой арене, поэтому мы все этого ждем. Фехтование – спорт номер 1 по количеству завоеванных медалей во Франции. Это очень важно, но люди фехтование не понимают, поэтому и не смотрят. Надеюсь, если мы принесем много медалей на домашней Олимпиаде, то люди заинтересуются и тоже захотят попробовать себя в нашем виде спорта.
Ты состоишь в отношениях с другим саблистом Боладе Апити. Помнишь вашу первую встречу?
Первый раз мы увиделись на каком-то чемпионате Франции. И первое, что он мне сказал: «А, я тебя знаю! Ты выиграла юниорский чемпионат». (Смеется). Потом я попала на сборы, где была самой молодой спортсменкой, тогда как он был одним из самых старших. Он всегда был очень добр ко мне, много помогал, поддерживал на соревнованиях. Мы стали близкими друзьями, но позже поняли, что между нами нечто большее, чем дружба. Так и влюбились (смеется).
Поначалу мы не афишировали свои отношения. Все-таки у нас достаточно большая разница в возрасте – 11 лет. Хотели понять, серьезно это или нет. А, когда поняли, что да, уже стали говорить остальным, что мы вместе.
А как выглядит твоя жизнь за пределами фехтовальной дорожки?
Я типичный любитель сериалов «Netflix». Когда тренируюсь много, предпочитаю пассивный отдых. Но с приходом лета, когда тренировок становится меньше, люблю встречаться с друзьями и семьей. Часто хожу на шоппинг, потому что я все-таки девочка (смеется). Еще иногда играю в какие-нибудь спортивные игры вроде тенниса. Занимаюсь боксом, но это больше часть моей подготовки к соревнованиям. Не люблю кого-то бить, просто работаю с тренером.
Уже есть какие-нибудь планы на далекое будущее?
Сильно далеко я не заглядываю. После Олимпиады в Париже хочу взять перерыв, чтобы родить ребенка. Потом попробую вернуться в спорт, если он будет приносить мне столько же удовольствия, как сейчас. Пока что я учусь в Школе экономики вместе с Шарлот Лембах. И не знаю, хочу ли я быть тренером в дальнейшем, работать в федерации или заниматься чем-то совсем другим.
Блиц-опрос:
В какие страны готова возвращаться снова и снова?
В Италию. Я просто люблю там есть (смеется).
Какую музыку слушаешь чаще всего?
Абсолютно разную, но мне не нравится такая тяжелая музыка, как рэп.
Как тебя называют друзья и близкие?
Нун.
На что готова потратить последние деньги?
Без понятия. Может, на что-то, связанное с фехтованием.
Любимая книга?
Мишель Обама «Becoming. Моя история».
Назови 3 своих положительных и 3 отрицательных качества?
Из положительных: я – человек позитивный, чуткий и трудолюбивый. Отрицательных много, всего 3 надо назвать? (Смеется). Иногда я слишком чувствительная, местами прямолинейная – много говорю человеку и забываю, что могу его обидеть. И я очень люблю быть одна.
Твои вредные привычки?
Слишком люблю шоколад (смеется).
Любимая историческая личность?
Таких много, но они жили так давно. Ты не можешь пообщаться с ними, узнать, какими они были на самом деле. Поэтому я назову французскую дзюдоистку Кларисс Агбеньену, четырехкратную чемпионку мира. Я вижу, как много она работает, могу поговорить с ней, спросить совета. Этот человек – пример для меня.
Три желания, которые бы загадала?
Конечно же, стать олимпийской чемпионкой. Также крепкого здоровья для себя и своих близких. И просто счастливую жизнь с красивыми детьми (смеется).
Взгляд со стороны:
Боладе Апити (французский саблист, парень Манон)
С самого первого дня нашего знакомства, я понял, что Манон особенная. Не знаю, как это описать, но я сразу же привязался к ней. Она была прямолинейная, спонтанная, смешная и веселая, поэтому как я мог не попасть под ее чары? У нас большая разница в возрасте, поэтому сначала это была не любовь, а скорее привязанность. Но со временем чувства стали сильнее, и сейчас я хочу, чтобы она стала мамой моих детей.
На дорожке она – настоящий воин. Манон борется за желаемое и делает это с особой грациозностью. Может быть, я не могу быть объективным, но мне нравится ее фехтование. Оно сильное, но в то же время легкое. Будто она «летает» по дорожке. Люблю смотреть на нее на соревнованиях и на тренировках. Мне кажется, она слишком красива…
За пределами дорожки Манон не сильно отличается. От нее всегда исходит счастье – настоящий лучик света! Больше всего мне нравится в ней ее взгляд… Когда она смотрит на меня своими голубыми глазами, невозможно устоять. Она это прекрасно знает и иногда этим пользуется (смеется).
Ольга Харлан (украинская саблистка, олимпийская чемпионка. Манон сама захотела взять Ольгу для этой рубрики, как свою главную соперницу)
Манон очень приветливый и позитивный человек. Мне с ней комфортно, поэтому хочется общаться и вне соревнований. Когда мы были на праздновании 105 лет «FIE», то я была с Джиджи Самеле, а она с Боладе Апити. Чувствовали себя, как на двойном свидании – было очень весело. Мне кажется, она настоящий друг.
Она сильный соперник на дорожке. Мне с ней фехтовать нелегко, но интересно. Получаются всегда красивые бои. Такие соперники подстегивают тренироваться еще усерднее. Также мне нравится, что Манон всегда уважительно относится к соперникам и не переступает грань. Для меня это важно. Благодаря таким спортсменкам, как Манон, я и сама продолжаю расти и не останавливаться на достигнутом.