3|100
ДМИТРИЙ РИГИН: «В команде на Олимпиаде в Рио было мое место, которое от меня уплыло»
Российский рапирист, серебряный призер чемпионата мира и чемпион Европы рассказал о том, почему не удалось выступить на Олимпийских играх, о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в своей спортивной карьере, о буддийских практиках и о новом роде деятельности.
Находясь в сборной России на протяжении многих лет и имея за спиной большое количество побед на крупных турнирах, тебе все-таки ни разу не удалось выступить на Олимпийских играх. Как думаешь, почему твоя спортивная карьера сложилась именно так, и что происходило непосредственно перед Олимпиадами?
Я так понимаю, их было 3, начиная с Пекина. В 2007 году я впервые попал на сборы и на первом же этапе Кубке мире попал в 8-ку. На уровне мужской российской сборной по рапире это был хороший результат. Дальше был только индивидуальный отбор, потому что командные в Пекине не проводились. Туда я не попал и, в принципе, шансов объективно не было. В то время у меня было недостаточно опыта. Тогда за попадание на Олимпийские игры боролись Леша Черемисинов и Реналь Ганеев. Правда, в итоге так никто и не попал.
Потом был Лондон-2012, за год до которого я впервые попал во взрослую сборную. Это как раз шел отборочный сезон, и я выиграл турнир в Германии. Если смотреть, почему через год меня не оказалось в сборной, то, наверное, я слишком сконцентрировался на самом отборе, чтобы получить командную лицензию. Выступил абсолютно на всех командных турнирах, и это напряжение повлияло на меня. В личных я фехтовал очень плохо. Видимо, командные забрали и энергию, и нервы, и фокус, а мой спортивный уровень не позволял на тот момент провести удачно целый сезон. Еще, конечно же, проблемы с психикой. Но из этой истории я сделал выводы и в дальнейшем эти проблемы закрыл. Стал немного реальнее смотреть на вещи, понял, что фехтовать надо везде и не преувеличивать значение всех этих «мероприятий». На соревнования нужно выходить и фехтовать, а не справляться с мандражом. Чем больше стараешься, тем меньше получается, поэтому лучше расслабиться и получать удовольствие.
Потом были Олимпийские игры в Рио, и это вообще «замечательная» история, известная многим, но с разных сторон. Я даже отчасти рад, что могу сейчас поговорить на эту тему, потому что за все это время, с 2016 года никаких однозначных и публичных ответов на вопрос «почему я там не выступал» не было. Это порождало массу слухов и домыслов по поводу этой и без того неприятной истории. Буквально за 3 дня до отъезда мне позвонил Ильгар Яшарович Мамедов и спросил, готов ли я узнать неприятные новости. Я сразу начал вспоминать, где же я успел «накосячить» (смеется). Но новости оказались куда более неприятные, чем если бы я что-то натворил. Моя фамилия оказалась в докладе Макларена. До этого было известно, что 4 фехтовальщика фигурировали в этом докладе, но фамилий никто не называл. Все ходили и думали: «Кто же это такие?» Грешили на молодых спортсменов, а оказалось, что это я. Якобы в 2015 году я употреблял препарат, который повышает восприимчивость организма на вырабатывание тестостерона. То есть это не анаболики в чистом виде, а такой хитрый способ нарастить мышечную массу. Если посмотреть на меня, то можно сказать, что этот препарат вообще не работает, если бы я его действительно употреблял (смеется). Всю жизнь в тренажерном зале я находился в «подготовительной группе», которая скромно тягает штангу так, чтобы никто не видел.
Узнав эту новость, я попытался что-то выяснить, но никто ничего сделать не мог. В связи с этим выступать на Олимпийских играх мне было нельзя. Хотя сезоны 2015-16 были лучшими в моей карьере, и объективно это было мое место, которое от меня «уплыло». В Рио я, конечно, съездил. «Замечательно» провел там время.
Наверное, было трудно находиться там в качестве зрителя после такой истории…
Слово «трудно» и другие оценочные суждения, особенно в негативном ключе, я пытаюсь заменить словом «интересно». Я практически не смотрю кино и за редким исключением читаю художественную литературу, хотя, в целом, читаю много. Потому что, оказываясь в подобных ситуациях, понимаешь, что после просмотра фильмов или прочтения книг эмоций у тебя гораздо меньше. В принципе, это был бы неплохой сюжет для фильма и, участвуя в нем лично, получаешь незабываемые эмоции.
Но в итоге тебя оправдали?
После Олимпийских игр прислали письмо, что претензий нет, и я на самом деле «чист». Но поскольку не было никаких официальных заявлений, вышло так, что я фехтовал до Олимпиады, затем на ней не был, а потом снова продолжил фехтовать. Такая странная ситуация порождала много слухов, якобы я действительно что-то употреблял. Некоторые ссылались на то, что одной из моих сильных черт всегда была выносливость. Я мог много и долго «скакать» по дорожке. И никого не волновало, что препарат, который фигурировал в докладе, никакого отношения к выносливости не имеет. А вторая версия была, что якобы какие-то силы вмешались, чтобы конкретно меня убрать из команды и кого-то другого поставить. И то, и другое, в общем-то, бред. Я хорошо отношусь к Диме Жеребченко, но, если посмотреть, то до Олимпиады он нигде не фехтовал, и такая схема с заменой была никому не выгодна.
Почему не было никакой огласки этой ситуации, и ты сам не стал ее афишировать, если появилось много слухов?
В то время я не особо пользовался социальными сетями. В личных диалогах с кем-то я, конечно же, объяснял всю ситуацию. Нужно еще понимать, что оправдывающее меня письмо пришло только через полгода после Олимпийских игр. Тогда уже все выступили, потом всех наградили, и эта ситуация никого не интересовала. Я и сам старался не поднимать этот вопрос, потому что было неприятно переживать все заново.
В этом году ты выступал на всех турнирах, после пандемии собираешься продолжать фехтовать?
Пока не знаю, что может меня заставить. Может, на меня снизойдет какое-то дикое желание еще пофехтовать на профессиональном уровне. Я планировал выступить на чемпионате России и «Рапире Санкт-Петербурга», чтобы поставить какую-то точку. Но поскольку история затягивается, нужно будет подготовить себя к этим мероприятиям, чтобы точка не оказалась «кляксой».
В одном из интервью ты говорил, что продолжишь фехтовать, пока получаешь удовольствие.
Да, в этом мне кстати помогла пандемия. Я стал более реально смотреть на вещи. Моя спортивная карьера всегда складывалась так: вроде ничего не получается, но в какой-то момент прикладываешь усилия, и что-то выходит. В кадетах меня совсем не рассматривали, я был максимум кандидатом в сборную спортшколы (смеется). Но постепенно вышел на очень хороший уровень. Попал на чемпионат мира по юниорам, но не поехал на него, откровенно говоря, по беспределу. По рейтингу в сборную попадали 2 человека, а 3-ий обсуждался на тренерском совете. Я был вторым с хорошим отрывом, но сделали так, что «подняли» Реналя Ганеева, который за год до этого ездил на Олимпиаду. Он, безусловно, должен был быть в команде, но, в моем понимании, среди тех, кого выбирают. В итоге я опустился в рейтинге на 3 место, «обсудился» на тренерском совете и поехал домой (смеется). Это хороший пример, как надо делать, если чего-то очень желаешь, но самому оказываться участником этого процесса не хочется.
Сейчас ты не только действующий спортсмен. Расскажи, чем занимаешься по другую сторону фехтовальной дорожки?
Уже 3 года занимаюсь административной работой, руковожу региональным Северо-Западным центром и плотно занимаюсь делами Федерации фехтования Санкт-Петербурга. Я особо не лезу в дела спортивные. Пока что, потом обязательно залезу (смеется). Пытаюсь найти финансирование, чтобы обеспечивать нужды самой Федерации и как-то мотивировать работающих тренеров.
Хотелось бы делать хорошую организацию соревнований на региональном уровне. Не обшарпанный зал и бумажки, прилепленные к стене. Чтобы это выглядело как настоящий спорт. И желательно, чтобы спортсмены улыбались. Мы с моим товарищем заметили, что спортсмены стоят с таким лицом на пьедестале, будто бы они не выиграли только что, а проиграли, причем очень много и в казино (смеется). Хочется больше позитива.
Кроме того, сейчас активно сотрудничаю с компанией "Инспирейшн Пойнт" - российским производителем фехтовального оборудования. Консультирую по фехтовальным вопросам и силами регионального центра помогаю организовать тестирование оборудования в СЗФО. Как раз сейчас мы запускаем совместную программу, где школы, которые будут помогать совершенствовать российское оборудование, будут получать помощь на обеспечение тренировочного процесса из средств регионального центра фехтования. Помимо основной цели по содействию в производстве аппаратуры мирового уровня, есть и ещё одна цель - донести до спортивных организаций в СЗФО мысль, что помогать региональному центру в реализации планов по развитию фехтования в регионе - это самый простой путь, чтобы получить материальную помощь.
Недавно ты проходил обучение в Сочи. С чем оно связано?
Опять же, со спортивным менеджментом. Мне хочется обладать необходимыми знаниями, чтобы не получилось так, как это часто происходит: спортсмены заканчивают карьеру, становятся министрами или занимают другие высокие должности и по ходу пытаются понять, а что вообще надо делать. Это такая незавидная участь, потому что в глазах своих товарищей ты будешь выглядеть не очень красиво.
Насколько я знаю, ты еще интересуешься буддийской философией?
Да, в 2012 году, когда я как раз не попал на Олимпиаду по причине некоторых проблем с головой, было 2 месяца перерыва. Я долго думал, куда бы мне съездить и нашел на карте Катманду. Без каких-либо планов улетел туда на 1,5 месяца в одиночное плавание с паспортом и рюкзаком. Когда ходил в горы, попутно нашел буддийский монастырь, в котором можно было жить, помогая немного по хозяйству. Я заинтересовался больше не самой философией, а практиками.
В буддийских монастырях практикуют кунг-фу. По факту это занятие единоборством для духовного развития. Многие вещи оттуда я начал применять в спорте. Безоценочные буддийские взгляды, когда ты не можешь давать какие-либо оценки, и также практика концентрации внимания и расслабления. Мне это очень помогло потом в фехтовании.
А как у тебя обстоят дела с личной жизнью?
С личной жизнью все хорошо, хотя я не женат и детей у меня нет.
Блиц-опрос:
В какие страны готов возвращаться снова и снова?
Швеция. Когда-то я работал гидом по Скандинавии и возил туда туристов. На вырученные средства ездил на соревнования.
Какую музыку слушаешь чаще всего?
Смотря для чего. В последнее время много бегаю и слушаю под это дело drum’n’bass. А так, рок и панк-рок.
Как тебя называют друзья и близкие?
По имени, но когда-то меня называли «Человек-змея» и Лунтик.
На что готов потратить последние деньги?
На еду.
Любимая книга?
«Атлант расправил плечи» и «Андре Агасси. Откровенно».
Назови 3 своих положительных и 3 отрицательных качества?
Упёртость. Это и положительное, и отрицательное. В зависимости от ситуации. Иногда несдержанность и потеря чувства реальности. Из положительных: отзывчивость и работоспособность.
Какие у тебя вредные привычки?
Как только началась пандемия, совсем бросил пить (смеется). Сейчас еще бег организовался, можно тоже отнести к вредной привычке.
Любимая историческая личность?
Обычно под историческими личностями имеются в виду какие-то руководители стран или полководцы. А меня больше впечатляют ученые, которые сгенерировали что-то новое. Я бы выделил Стивена Хокинга, учитывая его жизненный путь, и в каком состоянии он работал. Он популяризировал науку так, что это заинтересовало даже тех, у кого было «3» по физике, как у меня (смеется).
3 желания, которые бы ты загадал?
Загадал бы иметь побольше желаний и творил бы добро для себя и окружающих.
Взгляд со стороны: Артем Седов (бывший рапирист, тренер сборной России)
Дима – человек с огромной жизненной энергией. Иногда смотришь на некоторых людей: вроде что-то делают и делают это хорошо, но они пустые, с потухшим взглядом. А у Димы глаза всегда горят. У него много идей, которые он постоянно воплощает. А еще, судя по всему, и много терпения, если посмотреть на некоторые жизненные ситуации, с которыми ему пришлось столкнуться. Он их отпускает и идет дальше. Хотя сразу и не скажешь, что у человека есть такой стержень внутри. Я думаю, эта энергия принесет ему абсолютный успех в будущем.