©2023
0|100

Go по работам: рапирист Дмитрий Ригин про странные традиции спортсменов, локальные шутки и благородство в спорте

21 Ноября 2022, 14:48

Дмитрий Ригин — российский фехтовальщик, чемпион Европы, призёр чемпионатов мира и Европы, обладатель командного кубка мира в составе сборной России, заслуженный мастер спорта, член сборной России по фехтованию. Во время разговора для Go по работам мы узнали больше об этом загадочном виде спорта, а также выяснили, чем одно оружие отличается от другого, как проходят тренировки и соревнования и чем фехтование напоминает бокс.


Как в вашу жизнь пришло фехтование?
Абсолютно случайным образом. Меня туда занесло. В детстве мы пробовали разные виды спорта, и в итоге меня забрали туда. Зацепило меня года через 3-4. Ходил потому, что в моём детском расписании была тренировка.

Как происходит тренировка фехтовальщика?
Самую близкую параллель можно провести с боксом. Только у нас по лицу никто не бьёт. А в основном всё то же самое — физическая подготовка, тактическая, спаринги. Иногда на тренировках моделируются соревновательные условия, чтобы спортсмен смог подготовиться и к ним.

А рабочая сторона имеет значение? На соревнованиях правши соревнуются с правшами, а левши — с левшами?
Это чистая случайность. Ты не можешь выбирать: мол, сегодня я хочу с правшой, а завтра я хочу с левшой. На тренировке — можно попробовать, но на соревнованиях не так. Снова проведу аналогию с единоборствами: ты встречаешься с соперником и дальше уже сам решаешь, что с ним делать. И не важно, какая у него рабочая сторона. Но есть всё-таки и отличие от ударных единоборств. У нас нет весовых категорий, но есть возрастные. В борьбе или боксе решающее значение имеют физические качества спортсмена. Если ты тяжелее, то у тебя не сможет выиграть человек, который легче тебя вдвое. В нашем случае это никакое не преимущество: твой вес и рост значения не имеют. А вот вопрос опыта очень важен. Под возрастом мы тут больше подразумеваем психологическое и интеллектуальное развитие.

В мире футбола, если тебе 35-36, ты уже доигрывающий футболист. Есть ли такое в фехтовании?
Во всех видах спорта есть какой-то предельный возраст. С футболом вы попали в 35-36 лет. Это, в принципе, очень похоже на фехтование. Я, например, доигрался ровно до этого возраста, а потом прекратил заниматься этим делом.
В фехтовании есть три вида оружия: шпага, рапира, сабля. Именно оружие, а также различия в нагрузке, определяют предельный возраст. Например, в сабле, там где меньше переключений и скорости ниже, люди выступают на высоком уровне гораздо дольше. На Олимпиаде в Рио за победу боролись два спортсмена: одному было за 40, а другому — 20.
В рапире, которую представляю я, век, пожалуй, самый короткий. Переключений много, а значит и нагрузок на суставы и связки больше. Завязки тоже длиннее, концентрацию нужно держать долго, но это уже больше про психологию. Чем старше ты становишься, тем больше у тебя соревновательного опыта. С другой стороны, внимание и психика начинают садиться, и конкурировать с более молодым спортсменом становится тяжелее.

Есть ли у вас какие-то локальные шутки? Шпажисты шутят над саблистами?
Да, конечно! Обычно случается так, что сабля с рапирой собираются, находят место, где нет представителей шпаги, и над ними «стебутся».
У рапиры и сабли есть так называемая тактическая правота. Нам необязательно уколоть первым (выиграть фехтовальную фразу), нам важнее атаковать, отбить атаку соперника и ответить. Уколоть первым недостаточно.
У шпаги же предельно простые правила — первым ткнуть в любую часть тела. Дополнительных правил нет. Возможно, поэтому у шпаги есть много как спортсменов, так и любителей — очень просто понять, что нужно делать. Немножко бесхитростный вид оружия. Но! Шпажисты физически сильнее.

Как так получилось? Другой способ тренировок?
Да. Из-за того, что у шпажистов меньше тактического компонента, появляется больше физического. Поэтому, когда ты над ними шутишь, надо либо быть на расстоянии, либо развивать бег.

Что может заболеть после первой тренировки?
Душа! Вот вы пришли, а все у вас выиграли. Мысли примерно такие: «Блин, ну вот так я провёл вечер... Хотел уйти победителем, но случилось иначе».
А так могут заболеть ягодицы, четырёхглавые бёдра, потому что на них идёт основная нагрузка. Ну и рука, конечно. В моём случае — левая. Хоть оружие довольно лёгкое — оно весит 500 грамм — намахаться можно так, что болеть будет всё.

А какие могут быть профессиональные травмы?
Острые травмы могут случиться в столкновениях. Можно столкнуться гардами (металлический щиток выпуклой формы на эфесе оружия для защиты кисти от уколов — прим. ред.), повредить кисть или рёбра. Но это так, в формате любительского катания на сноуборде. Могут быть накопленные травмы, например, из-за постоянных нагрузок на колени. В целом, травмоопасность в нашем спорте где-то на уровне танцев. Там ничего критичного с людьми не происходит.

Если я захочу перейти со шпаги на саблю, нужно ли будет учиться заново? Практикуются ли вообще переходы с одного оружия на другое?
Если мы будем возвращаться к истории, то выясним, что рапира, которой я и владею, изначально было дуэльным и тренировочным оружие. Её можно было использовать для самообороны ввиду её упрощённости и для обучения, чтобы на более лёгком оружии научиться исполнять технические приёмы.
До сих пор в некоторых странах, например, в Швейцарии, все фехтовальщики начинают с рапиры. Они фехтуют на ней до 15 лет, а потом, как правило, уходят в шпагу, потому что в Швейцарии она больше развита.
Рапирист может переключиться на оба вида оружия. Для примера: соревнования у нас проходят по всем трём видам оружия одновременно в течение одной недели. Например, кто-то из шпажистов и саблистов получает травму, и у них не хватает людей для команды. В такой ситуации рапирист может прийти на помощь. Какой-то минимум он сможет показать даже на уровне чемпионата страны. Если это выступление на высоком уровне — то это становится невозможным.
Если мы снова будем проводить аналогии и обратимся к лёгкой атлетике, то мы заметим, что спринтер может пробежать и 100 метров, и 800. Но уже не настолько хорошо, как хотелось бы.

А как вы относитесь к театральному фехтованию? Стоит ли его рассматривать параллельно с вашим?
Безусловно, это отдельная история. По мнению Министерства спорта, именно арт-фехтование является дисциплиной вида спорта «Фехтование». Есть документ «Всероссийский реестр видов спорта», в котором перечислено всё, что является спортом. Арт-фехтование каким-то образом занесло именно к нам. Логика ясна: одинаковое название, одинаковое оружие… Но принципы, конечно, совершенно разные.
Арт-фехтование по методике выявления победителя ближе к фигурному катанию и художественной гимнастике. Это оценочное суждение на уровне «нравится» или «не нравится», «красиво» или «некрасиво». Боевого компонента как такового там нет. Основная задача фехтования — взять оружие и ткнуть соперника, а не то, чтобы это всё красиво получилось.
Есть другие виды, схожие со спортивным фехтованием, похожие на «арт-фех», это HEMA (Historical European Martial Arts). Для фехтования они используют прототипы боевого оружия: двуручный меч, абордажная сабля, маленький гладиаторский меч вместе со щитом. Задача как в фехтовании — взять меч и стукнуть по голове партнёра. По моему мнению, это гораздо ближе к фехтованию как к виду спорта, но к нему всё еще не относится.
С «арт-фехом» мы, по решению Министерства спорта, живём вместе. Так как я курирую деятельность наших федераций в Северо-Западе, то периодически с ними встречаюсь. Как и со всеми людьми, близкими к искусству и театру, с ними надо строить диалог немного иначе. Это своеобразный опыт. Ребята они интересные, иногда что-то проводят.

Фехтование — это не только отточенность движений. Должны ли вы также предугадывать движения соперника? Как вы это развиваете?
Слово «предугадывание» имеет некий смысл, но всё же это не совсем угадывание, это предположение. В первую очередь, возможность условного предвидения основывается на опыте. Например, ты уже был когда-то в подобной ситуации, ты запоминаешь «паттерн» и определённые выходы из неё. Держа в голове это предположение, ты всё равно анализируешь то, что происходит.
Допустим, у меня есть кружка с чаем, я пролил его на себя и я предполагаю, что мне сейчас будет горячо. Исходя из этой ситуации, я буду предпринимать какие-то действия, чтобы горячо мне не было.
Что же касается упражнений, то это в основном упражнения с головой. Тебе надо каким-то образом уметь распределять своё внимание. Есть некая ловушка: если ты изначально настроен на одно конкретное действие (соперник пойдёт вперёд и ты думаешь, что он пойдёт вперёд). Будет очень хорошо, если он туда пойдёт, потому что ты к этому готов. Но у него есть ещё куча разных других вариантов. И любой вариант, кроме того, на котором ты сфокусирован, будет для тебя проигрышным.
Очень важно сохранять баланс между этими вещами: как физический, так и ментальный. Ты должен быть готов к разным действиям и к тому, чтобы на них отреагировать. Эта история с распределённым внимание очень близка к медитации. Тут снова можно снова кидаться параллелями с шаолинскими ребятами, которые как раз очень много работают над психологическим компонентом боя.

Как вы настраиваетесь перед выходом? Есть ли у вас внутренние традиции?
По поводу ритуалов и суеверных спортсменов… Это не то чтобы суеверия, это скорее вещи, которые помогают тебе физически и психологически в нужное состояние. Кто-то перекладывает вещи по сумке. Он это делает для того, чтобы ничего не забыть. А потом это складывается в ритуал. По поводу специальных вещей, которые ты с собой берёшь, тоже всё просто. Скорее всего, тебе эти вещи просто нужны. Разумеется, у некоторых это переходит в некую крайность, и народ начинает таскать с собой амулеты. Я лично видел немецкого спортсмена, который возил с собой камень. У него был с собой булыжник килограмма на полтора, и он с ним везде ездил, а во время соревнований он лежал где-то рядом с ним.

Может, он ждал ещё одного спортсмена, у которого с собой будут ножницы или бумага? И они тогда очень мощно бы сыграли!
Точно, они могли бы нормально развлечься! Что же касается меня, когда я выступал, музыка выступала для меня основным источником саморегуляции.

Рок? Рэп? Поп?
Панкуха!

Круто! Кстати говоря, а есть в фехтовании скандалы и интриги? Или это спорт благородных кровей?
Кровей благородных. Но мы все люди, поэтому бывает всякое…

Мне в голову приходит только украсить рапиру…
Изощрённых методов много! У нас есть специальная электронная система фиксации уколов: она призвана для того, чтобы понять, кто кого уколол. Она фиксирует нажатие специальной кнопочки, которая находится на конце оружия.
Соответственно, существуют технические методы, как эту систему можно обмануть. Технологии идут вперёд, для обмана требуются очень серьёзные знания и ресурсы. Но, например, в Советском союзе, был такой чемпион мира по современному пятиборью, который вставил в себе в гарду кнопку. Гарда — это щиток, который находится там, где находится рука спортсмена. Он нажимал кнопку, замыкал электрическую цепь и симулировал таким образом нанесение уколов сопернику. Был схвачен, рассекречен и с позором изгнан. Дальнейшую судьбу, к сожалению, не знаю.

Чем отличается личное противостояние от командного?
В команде на четыре человека: три основных и один запасной. Соревнования всё равно состоят из личных поединков. Соревнуются до пяти уколов. Два представителя от разных команд фехтуют и, например, заканчивают бой со счётом 5:1 в пользу первой команды. Это значит, что следующие два бойца начнут свой бой со счёта 5:1. Закончить они могут на счёте 10, а третья пара — на счёте 15. По итогу соревнований за все девять боёв максимум можно получить 45 очков.
Ситуация может сложиться таким образом, что перед последним боем счёт будет, допустим, 40:20 в пользу одной команды. И последний участник проигрывающей команды нанесёт 25 уколов, а получит — 4. И да, его команда выиграет со счётом 45:44. Это эстафета. Каждый твой укол, который ты нанёс в бою, прибавляет баллы твоей команде и приближает вас к победе.

Вы помните свою главную победу, когда ваше сердце радовалось больше всего?
Эмоционально все эти «чемпионства» приходят тогда, когда ты уже что-то навыигрывал. Если брать из первых побед… То это Кубок мира в 2011 году. До этого на подобных турнирах я ни разу не попадал «в призы». Это было, конечно, впечатляюще.

Какая у вас профессиональная мечта сейчас?
У меня сейчас довольно многогранная профессия в области спорта, так что и мечт у меня довольно много.

А если говорить о целях?
Так как я занимаюсь развитием спорта в разных его аспектах, то проводить какие-то красивые мероприятия и учебно-тренировочные сборы в местах с хорошим климатом типа Таиланда. Совсем скоро, 13-15 декабря мы будем проводить мероприятие, которое в последний раз состоялось в 2019 году, это традиционный турнир «Рапира Санкт-Петербурга». Следить за новостями о нём можно на сайте или у меня в социальных сетях, я всегда обо всём рассказываю.

Что вы посоветуете начинающему спортсмену?
Я никогда не собирался быть профессиональным спортсменом. У меня не было к этому ни предпосылок, ни понимания, что этим стоит заниматься по жизни. Я ходил на тренировки, ездил в спортивные лагеря, и мне это всё жутко нравилось. Да, при этом нужно было ещё и тренироваться, так что издержки тоже были.
Поэтому вывод такой: главное, получать удовольствие в моменте. Если тебе нравится заниматься этим видом спорта — это замечательно. К чему всё это приведёт — вообще никто не знает. Если хочется быть чемпионом сразу, как только вы вошли в зал, но этого пока ещё не случается, стоит найти позитивные моменты и подождать. Возможно, это случится в дальнейшем, а, возможно, вам расхочется быть чемпионом и захочется быть учёным. Это тоже отличная специальность!

Хочется закончить наш диалог красиво, поэтому я хотел бы попросить сейчас вашей помощи. Я вспомнил мультик «Душа», где главная мысль была выражена во фразе «Джазуйте!», что значит «Импровизируйте». Если сказать «фехтуйте», как это можно перевести на нашу жизнь? Что это будет за философское состояние?
Очень похожее на предыдущее. «Фехтуйте!». И делайте это красиво!

Валерия Сдобникова
Kudago.com



Больше статей