©2023

Разговор о спорте: «После 11 лет не берём детей на фехтование»

16 Апреля 2021, 20:55

Почему в Новосибирске «сабля» популярнее «шпаги»? Где тренируются спортсмены? Как проходит отбор на Олимпиаду? Директор школы олимпийского резерва по фехтованию Павел Быков рассказал об этом в эфире передачи «Вечерний разговор о спорте» на радио «Городская волна» (101.4 FM) 14 апреля.


Вероника Иванова: Расскажите, как сейчас обстановка с формированием команды потенциальных участников Олимпийских игр? В первую очередь интересуют новосибирские спортсмены.

Павел Быков: Два человека, которые уже точно отобрались на Олимпийские игры — это Вениамин Решетников и София Позднякова в дисциплине «сабля». Также у нас есть несколько человек, которые являются кандидатами — это Анатолий Костенко, Алина Михайлова в дисциплине «сабля» и в шпаге Любовь Шутова.

Михаил Якимов: То есть не 4, а 5 кандидатов. Насколько хороши их перспективы? Я так понимаю, что отбор будут проходить на чемпионате России?

Павел Быков: Это один из этапов, на котором будет определяться окончательный состав сборной России. Точные сроки, когда старшие тренеры сборной будут формировать окончательные списки, я назвать не могу. Но судя по тому, что мы уже знаем сроки Олимпиады, к концу июня состав будет сформирован.

Вероника Иванова: Чего не хватает тем, кто сейчас числится в кандидатах? Почему одни уже гарантировали себе поездку, а другие ещё должны себя показать?

Павел Быков: Спорт есть спорт. Все попасть в сборную не могут, потому что это всего четыре человека. Есть такие объективные причины, как мастерство, очки, голы, секунды. Скажем так, определённые критерии, по которым старшие тренеры отбирают людей в команду.

Если я не попал сегодня, то для того, чтобы попасть завтра, нужно тренироваться и показывать, что я достоин быть в сборной команде страны. Показатель, по которому человек куда-то попадает — это, конечно же, результат. За красивые глаза никто никого никуда не берёт.

Михаил Якимов: Какие будут другие турниры? Внутренние, или есть шанс куда-то съездить за рубеж?

Павел Быков: Международная федерация фехтования приняла решение поле того, как в марте закончился финальный отбор команд от стран на Олимпийские игры, международных турниров до Олимпиады не проводить. Все соревнования будут проходить только в рамках страны.

Вероника Иванова: Павел, как участник Олимпийских игр и международных турниров, как вы оцениваете то, что каждая страна тренируется только у себя?


Павел Быков: Я думаю, что у этой ситуации есть две стороны — как положительная, так и отрицательная. Сейчас все зависит от индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Кому-то надо много практики, кому-то меньше. Сама суть соревнований, соперничества, навыки, которыми обладают спортсмены, за такой короткий срок растерять невозможно. Да, у них нет международной соревновательной практики, но мы все в равных условиях.

Михаил Якимов: В России много саблистов и фехтовальщиков, особенно в Новосибирске. Работает ли массовость на этот эффект?

Павел Быков: Конечно. Здесь бы я ещё назвал не количество, а качество. Если какая-то сборная обладает 8-10 спортсменами, которые способны оказывать конкуренцию внутри, то это имеет положительные тенденции для того, чтобы спортсмены, которые поедут на Олимпиаду, лучше подготовились. В сборной команде России с этим проблем нет. Есть люди, которые могут конкурировать с первыми.

Михаил Якимов: Недавно наша команда выступала на этапе кубка мира.

Павел Быков: Да, это был финальный этап, на котором решалась судьба попадания на Олимпийские игры сабельной команды. Мы эту задачу с блеском решили. Сборная, в том числе Вениамин Решетников и Анатолий Костенко, опередили главных соперников. Разрыв между нами и французами был минимальным, в итоге они заняли 6-е место, а мы первое, тем самым обеспечив себе попадание на Олимпиаду.

Михаил Якимов: В фехтовании лицензию получают не по фамилиям, а просто команда?

Павел Быков: Система простая. Для того, чтобы ты участвовал в личных соревнованиях, должна отобраться команда. Если команда попала, то три человека участвуют в личных соревнованиях автоматически. Кто это будет — уже решает федерация. Если команда не попала, то от страны может поехать только один человек, по его рейтингу, который он занимает в международной федерации фехтования.

Михаил Якимов: Почему так сложилось, что именно саблисты у нас традиционно сильны?

Павел Быков: Чётких показателей, почему так случилось, нет. Так сложилось исторически — количество тренеров, квалификация. Вектор был взят несколько десятков лет назад на саблю, и она достигла определённого уровня, шла семимильными шагами. Сегодня можно сказать, что сабля в Новосибирской области — это лидирующий вид фехтования. Это не дает никаких видимых причин, чтобы это не перетекло в какой-то другой вид фехтования. У нас нет жёстких рамок и ограничений.

Михаил Якимов: Спортсмены часто переходят? Или выступают в нескольких видах фехтования?

Павел Быков: Такого не бывает. Это происходит только на начальном этапе подготовки. Спортсмен в очень редких случаях может перейти из одного вида в другой по причине переезда. Условно говоря, он тренировался там, где есть шпага, но нет сабли. Потом он приехал, ему 10 лет, ещё не сформирован никакой двигательный навык, его ещё можно переучить.

Если спортсмен постарше, ему 13-15 лет, то это уже невозможно. Есть принадлежность к определённому виду фехтования, есть своя специфика. И если спортсмен научился, то для того, чтобы добиться высоких результатов, не получится переучиться.

Вероника Иванова: Интересно. Казалось бы, внешне эти виды похожи.

Павел Быков: Да. Но рапира и шпага — это колющие виды оружия, а сабля рубящее.

Вероника Иванова: На спортсменов как-то повлияло открытие центра? Это улучшило результаты?

Павел Быков: Два года будет в сентябре, как центр распахнул свои двери для молодых и опытных фехтовальщиков. У нас критерий оценки появления центра есть в голове, но два года — не показатель. Сказать, что за это время центр дал огромный толчок для развития фехтования в области, невозможно. Мы понимаем, что центр изначально появился в результате наших уже имеющихся побед.

Всё-таки объективную оценку, по моим оценкам, можно дать через 5-7 лет. Когда те юноши и девушки, которые только пришли в центр, станут членами сборной страны, тогда мы скажем, что центр помог воспитать чемпионов.


Вероника Иванова: Какой уровень спортсменов можно ждать на предстоящих соревнованиях — чемпионате России в Новосибирске?

Павел Быков: Чемпионат России по фехтованию среди мужчин и женщин пройдёт с 17 по 24 апреля в Новосибирской области впервые в истории. Для нас это серьёзное и знаковое событие. Он должен был проходить в 2020 году, но по объективным причинам его перенесли.

Было непонятно, состоится он или нет. Тем не менее, он будет проходить у нас. Касаемо представительства — на чемпионате будут присутствовать самые сильные фехтовальщики России во всех трёх видах оружия. Будут присутствовать олимпийские чемпионы не только на трибунах, но и на дорожках.

Не буду останавливаться на фамилиях, они все анонсированы в СМИ. Мы ждём гостей, он для всех свободный. Единственное, мы опасаемся, что 17 апреля в день открытия будет большой ажиотаж, поэтому мы заранее просим извинения у болельщиков, которые, возможно, не попадут на трибуны.

Михаил Якимов: Для тех, кто не попадет, есть ли шанс посмотреть?

Павел Быков: Да, будет трансляция. Ее можно будет посмотреть на сайте федерации фехтования России. Там всё интуитивно понятно.

Вероника Иванова: Я думаю, что пандемийный год всех научил смотреть трансляции. В вашем спорте был онлайн-формат во время ограничений?

Павел Быков: Тренировки в дистанционном режиме проводились, без этого было никак. Касаемо наблюдения за другими — любой соперник вряд ли позволит за ним наблюдать. Если только посредством соцсетей, когда он сам выкладывает процесс тренировки.

Михаил Якимов: То есть даже какие-то специализированные моменты отрабатывали?

Павел Быков: Да, всё это присутствовало. Тренеры показывали — спортсмены повторяли. Одно дело, когда спортсмен не тренируется неделю или две. А когда это превращается в месяцы, то закалку и сноровку нужно поддерживать.

Михаил Якимов: Специализированный центр в Родниках работает уже несколько лет. Но он не подходит под стандарты чемпионата России?

Павел Быков: Он не подходит по причине того, что там невозможно разместить необходимое количество дорожек. Поэтому именно зал Станислава Позднякова позволяет провести в нём чемпионат. Здесь есть чёткие критерии, что должно быть 15 дорожек и точка. Он для этого и строился, чтобы проводить соревнования такого уровня.

Михаил Якимов: Что касается спортивных школ Новосибирска — я так понимаю, что многие ребята переехали заниматься именно в зал Позднякова? Как себя сейчас чувствуют остальные школы?

Павел Быков: Что касаемо стадиона «Спартак», то для фехтовальщиков это была просто локация. Школа олимпийского резерва по фехтованию присутствовала в качестве базового арендатора. Это продолжалось много лет, но прошло время, и построился зал. Соответственно, вся школа переехала целиком.

Вообще у нас в Новосибирске две школы фехтования — школа олимпийского резерва и городская школа «Виктория». Она существует много лет, и это здорово, потому что это конкуренция, а конкуренция порождает спрос.

Ещё у нас есть одна база на 6-м микрорайоне, спортивный комплекс на Тюленина. Это тоже школа олимпийского резерва, если просто, то филиал. Мы там собираем тех детей, которые живут на 6-м микрорайоне. Они являются учениками школы, но основная база — в спорткомплексе Станислава Позднякова.

Вероника Иванова: Достаточно ли ребят готовы заниматься?


Павел Быков: Проблем с детьми нет совершенно. Когда идёт набор в сентябре и октябре, мы даже вынуждены отказывать, потому что есть количественные критерии принятия групп начальной подготовки.

Мне кажется, что это абсолютно естественный процесс, потому что когда я захожу в залы и вижу условия, в которых тренируются дети, я понимаю, что в своё время я тренировался совсем не так. Я понимаю и поддерживаю родителей в том, что они с удовольствием приходят на фехтование. И один из самых главных критериев — занятия бесплатны. Это действительно так.

Ребёнок, который хочет попробовать себя, приходит на тренировку, и выдаётся экипировка. Мы понимаем сегодняшние реалии, и с течением времени модно купить свою амуницию.

Вероника Иванова: Какое оптимальное время для начала занятий фехтованием?

Павел Быков: В школу олимпийского резерва принимают с 8 лет. 11 лет — это верхний порог. Если старше, то в 99% случаев мы не берём, потому что дети уже подокрепли, были в какой-то секции и уже не смогут стать фехтовальщиками.

Михаил Якимов: В фехтовании быстрое развитие, потому что можно начать в 11 лет, и в 15 можно фехтовать со взрослыми спортсменами.

Павел Быков: Такие дети будут на чемпионате. Несмотря на юный возраст, они обладают определённым уровнем и навыками. Но для участия в чемпионате страны мы допустим не всех 15-летних.


Михаил Якимов, Вероника Иванова
Новосибирские Новости