©2023
10|105

Софья Великая: «Если бы на первых своих Играх взяла золото — завершила бы карьеру»

13 Апреля 2020, 17:21

Большое интервью одного из лидеров российского фехтования - об отношении к олимпийским медалям, всеобщей спортивной солидарности, поездках по всему миру, детстве в Алма-Аты и воспитании уже собственных детей.


Софья Великая – легендарная во всех отношениях спортсменка. Человек – хозяин своей судьбы. Но часто и сама фамилия дополняет и формирует вектор жизни. Софья любит простор – это желание и необходимость, как у Александра Македонского, открывать «новые земли», постоянно искать что-то в себе и окружающих, постигать глубину вещей и событий.

Величие достигается не только медалями и титулами, но и отношением к победам и поражениям, умением радоваться не только за себя, но и за команду, желанием привнести в спорт нравственность, чистоту и межнациональную солидарность.

— Софья, вы родились в Алма-Аты. Есть ли какие-то необычные воспоминания из детства? Сильно ли отличалась ваша жизнь там и здесь, в Москве?

— С Алма-Аты у меня связаны самые яркие детские воспоминания – замечательные люди, изумительная природа, горы, насыщенные цвета зелени, свежие фрукты, арбузы! И все такое красочное! Я выросла в интернациональном обществе, среди представителей разных культур. До сих пор дружу с одноклассниками и даже с теми ребятами, с которыми вместе ходили в детский садик. Многие разъехались по разным странам – живут и в США, и в Великобритании. Но эту сплоченность мы смогли пронести через многие годы.

Жизнь была спокойной, беззаботной, безоблачной. У нас было много свободного времени, которое мы тратили совершенно не так, как это делают сейчас дети, подверженные влиянию Интернета и гаджетов. Мы же имели массу интересных увлечений, проводили много времени на улице, в компании друзей, несмотря на то, что многие занимались музыкой, посещали различные секции и кружки.

— То есть вы были занятые дети?

— Да, мы были заняты собой, друзьями, какими-то общими делами. И общение между нами строилось по-другому. В 15 лет я переехала в Москву, вокруг стало гораздо больше людей. Здесь я столкнулась с постоянной конкуренцией, каждый хотел занять место под солнцем. Началась другая жизнь.

— Если уж мы заговорили про детей и про гаджеты: вы мама двоих детей. Как вы считаете, нужно ли детей ограничивать в этом или, наоборот, так они лучше адаптируются к современной среде?

— Как-то раз мы проходили с детьми диспансеризацию, и мне доктора говорят: «Все хорошо! Наверное, вы не даете детям гаджеты». А я в ответ: «Конечно, даю». На меня посмотрели с явным неодобрением. Но я все стараюсь дозировать. При этом в применении гаджетов вижу много полезного. Например, мы используем развивающие программы: по математике, для изучения алфавита, так как сын скоро пойдет в первый класс. Они отлично учатся, играя, даже младшая дочка уже сейчас, в два года, интересуется буквами.

В принципе, если родители будут все время взаимодействовать с ребенком, то они будут направлять и помогать в его занятиях. Но исключить гаджеты, Интернет и такую социализацию из нашей жизни уже невозможно. Нужно просто правильно, адаптировано направлять детей. Все хорошо в меру.

— То есть гаджеты не должны заменять живое общение, но без них тоже нельзя, потому что жизнь поменялась так, что это просто необходимо?

— Сейчас объем информации гораздо больше. И ее нужно уметь правильно воспринимать. А дети, родители которых постоянно работают и не могут быть все время рядом, просто не сумеют самостоятельно обработать весь этот информационный поток. Уверена, проводить время, общаться с детьми нужно как можно больше. Если им интересен гаджет, то пусть это будет поощрением. Когда я выезжала куда-то с детьми, было сложно – я же не могу маленькому ребенку запретить плакать или объяснить, почему нельзя бегать.

Да, я использовала гаджет, чтобы их увлечь чем-то другим, и это помогало. При этом я всегда максимально стараюсь быть рядом с детьми. Конечно, бывают ситуации, когда приходится что-то запрещать, и реакция соответствующая – до истерики. Думаю, все родители с этим сталкивались. Но проходила пара дней, и ребенок все забывал.

— Ваша спортивная карьера связана с огромным количеством перелетов и переездов, вы объехал весь мир. Рио, Лондон, Париж, Афины, Лейпциг, Турин, Копенгаген, Киев – отовсюду вы привозили медали. Было ли время осмотреться, погулять? Где понравилось больше всего?

– Объехала еще не весь мир, не была в Австралии и на Северном полюсе. Хотелось бы и там побывать. Но все эти далекие перелеты и переезды нужно планировать не на два дня, а минимум на месяц. Сейчас мне стало сложнее переносить адаптацию, поэтому стараюсь, если поездка дальняя, уезжать на более длительный срок.


В настоящее время я отталкиваюсь от спортивного графика. Например, если соревнуемся в Америке, и есть возможность остаться на отдых – там и остаюсь. Могу поехать в Мексику или куда-то еще. Но отдыхать люблю в разных местах. Этот Новый год мы провели с семьей в России, в подмосковном доме отдыха. Очень люблю море, горы – особенно горы. Главное, чтобы всем, кто со мной рядом, отдых тоже нравился, чтобы они чем-то могли себя занять.

Когда выезжаю на соревнования, график позволяет выделить как минимум день, а бывает и два, чтобы посетить достопримечательности, посмотреть город, погулять. Наши соревнования проводятся в прекрасных странах: Франция, Италия, Бельгия, Германия, США, где увидели и Лас-Вегас, и Нью-Йорк. Также были в Китае, Корее и даже проводили сбор в Японии. Есть, что вспомнить! И есть, где почерпнуть информацию и сравнить страны, жизни людей, культуру, национальную кухню. Думаю, после окончания спортивной карьеры я буду с удовольствием вспоминать об этом.

Помню самое яркое впечатление от первой поездки за границу, во Францию. Подумала тогда: «Как бы я хотела здесь жить!» А спустя 10 лет я думаю уже совсем по-другому: «Какая она маленькая! Как же здесь жить? Где здесь ходить?» Сравните с нашим мегаполисом – чтобы обойти центр Москвы и посмотреть его, и недели не хватит. Уже не говорю о других городах России и значимых культурных местах в нашей стране. Я поняла, что люблю простор! Мне нужно пространство, что-то масштабное!

Была в Нотр-Даме, после пожара – тяжелое впечатление. Страшно смотреть со стороны, на то, как разрушено такое величественное и значимое для всего мира сооружение. Из мест, где хотела бы побывать – руины цивилизации майя в Латинской Америке, много слышала о них. Но доехать туда не просто. Также мне нравится Италия – своим южным солнцем, культурой, теплой атмосферой, едой. И, конечно, люблю свой город, Москву, обожаю Красную площадь. У нас традиция: обязательно на Новый год посетить Красную площадь, покататься на коньках. Два раза в год мы точно туда приезжаем, как и после каждых Олимпийских игр, где отмечаем победы наших спортсменов.

— Поговорим об Олимпийских играх в Рио. Драматичная спортивная борьба с подругами по команде, зашкаливающие эмоции. Можете рассказать, что тогда чувствовали? Как оцениваете произошедшее по прошествии времени?

— Это была не первая моя Олимпиада, и я уже прошла определенный путь. Мой успех в жизни идет по нарастающей, поэтапно. Я ставила перед собой цели, стремилась к ним, не возвращалась к тем результатам, которые оставила позади. Делала выводы и шла дальше. Потому что это было уже другое время, другие люди и другая я. Сначала я была просто спортсменкой, потом стала мамой, затем – дважды мамой. И каждый раз передо мной открывался совершенно другой мир. Менялась я, изменялось и мое отношение к происходящему. Пока я получаю удовольствие в своем виде спорта и могу показывать результаты, моя задача состоит не только в удовлетворении своих личные амбиций, но и в работе на команду.

Тут я несу большую ответственность и не имею права показывать слабость или беспокойство. Должна всегда показывать свою уверенность тем людям, которые будут со мной в команде. Мой путь на вершину Олимпа не был простым. На Игры в Афины я не поехала, потому что не отобралась – не хватило буквально одного очка! Спустя четыре года в Пекине заняла четвертое место. На следующих Играх в Лондоне стала второй, хотя у нас был только один шанс – личные соревнования. Еще через четыре года из Рио привожу две медали – золотую и серебряную. Да, это успех! Хотя в первую секунду после «серебра» для меня была трагедия: «Ну, как так?! Что же теперь делать?!» Но при этом я радовалась за свою соотечественницу. Обстановка в мире была сложная, и каждая медаль для нашей команды была очень важна.

Также я понимала, что есть еще командные соревнования, нужно довести дело до конца и желательно это сделать с хорошим результатом. Это было важно не только спортсменам, но и тренерам, специалистам сборной, да и всем людям, которые взаимодействуют с нашим видом спорта и спортом вообще. Это не все, наверное, понимают. Многие думают, что победа спортсмена – это удовлетворение его личных амбиций. На самом деле это результат работы огромного количества людей. Спорт высших достижений – это сложный механизм, где каждый человек должен делать свое дело максимально хорошо, на сто процентов.

После того, как я родила второго ребенка, решила еще раз попробовать вернуться в спорт. Я чувствовала поддержку и помощь близких, детей, поэтому смогла все совместить и делать это с удовольствием и радостью.
Поэтому переживаний по поводу Рио нет. Как я уже говорила, мой путь в спорте – это стабильность и последовательность. Думаю, если бы на своих первых Олимпийских играх взяла золотую медаль, я бы, наверное, закончила карьеру.

— Вы ведущая российская спортсменка и одновременно – руководитель комиссии спортсменов ОКР. Не могу не спросить о вашем отношении к той ситуации на международной арене, в которой сейчас оказался российский спорт. Что думаете по этому поводу?

— Олимпийские игры – это важнейший старт в жизни каждого спортсмена. Хочется, чтобы спорт был вне политики, и у всех атлетов была возможность выступать на международной арене.

Комиссия спортсменов ОКР ведет деятельность по разным направлениям. Работаем не только с действующими атлетами, но и с теми, кто заканчивает карьеру. Для их адаптации есть отличные образовательные программы, например, в Российском Международном Олимпийском Университете, МГУ, Университете «Синергия».

Мы поддерживаем все решения против использования допинга, также реализуем антидопинговую образовательную программу для молодежи: проводим форумы и обучающие семинары. Мы – за честный спорт. Считаем, что «чистые» спортсмены, включая меня, которые проходят все допинг-тесты и выполняют все необходимые требования, имеют право участвовать в Олимпийских играх с гимном и флагом своей страны. Почему нет? Самое главное — чтобы у нас сейчас была возможность участвовать в Играх и показывать результат.

Спорт – это соревнование спортсменов, а не стран, это атмосфера мультинационального единства. Ради этого проводятся Олимпийские игры. Нельзя допускать разрушение олимпийского духа, принципов честности и справедливости. Важно, чтобы сохранилась межнациональная солидарность спортсменов, чтобы все поддерживали друг друга. Куда все это пропало? Какая бы ситуация с кем ни произошла у нас в фехтовании, все всегда поддерживали друг друга. Знаете, как бывает – у кого-то не приехал инвентарь, у кого-то нет маски, сабли, куртки, кроссовок… И даже если это мой соперник – я все равно ему помогу, чтобы мы были в равных условиях. Вот что такое настоящая солидарность. И она необходима во всем мире.

Команда России